I. Общие положения. 1. Для эффективной работы группы альпинистов по спасению своего товарища, или оказывающих помощь соседней группе, в которой случилось ЧП, совершенно необходимо четкое руководство и распределение ролей и обязанностей в группе. Единоначалие – это оптимальная система руководства при спасательных работах. Поэтому обязательно должен быть выбран (назначен) руководитель. В том случае, когда у формального (официального) руководителя нет достаточного спасательного опыта, руководить должен самый опытный в этом плане участник. Основные задачи руководителя спасработ: ● Общее руководство и распределение обязанностей ● Общая безопасность ● Планирование Если позволяют человеческие ресурсы группы, руководитель не должен принимать непосредственного участия в технических манипуляциях. Главное для него - возможность видеть всю картину происходящего в целом и координировать действия всех спасателей. 2. Должны быть определены следующие ключевые роли: ● «Медик» - самый квалифицированный и опытный в оказании первой мед. помощи. Должен следить за состоянием пострадавшего. При достаточной физической силе может быть сопровождающим при спуске. ● Сопровождающий. Здесь важна физическая сила, особенно на сложном рельефе. Основная задача сопровождающего во время спуска - это защита пострадавшего от ударов и трения о рельеф. Оптимально, если сопровождающий также является «медиком». II. Техническая часть. Подготовка спуска. 1. Группа организует перила и систему самостраховки для всех спасателей на рабочей полке (площадке). 2. Организуются две независимые станции для спуска и для страховки пострадавшего с сопровождающим. При необходимости, эти станции могут быть включены в систему самостраховки спасателей. ● Каждая страховочная станция должна включать как минимум три точки закрепления (крючья, закладки, ледобуры и т.п.) ● Рекомендуемый способ блокировки страховочных станций для спасательных работ показан на рис. 1. Рис. 1 ● Снаряжение необходимое для блокировки станций: основная веревка (самый надежный вариант), репшнур 7-8мм, оттяжки из стропы. Примечание: ● Саморегулирующиеся системы блокировки (компенсационные петли) не рекомендуются для применения в спасательных работах. Это опасно! Вырыв одной из точек крепления компенсационной петли может привести к сильному рывку на оставшиеся точки, и к полному разрушению станции. 2.1. Узлы блокировки станций должны быть завязаны в направлении предполагаемой нагрузки, таким образом, чтобы и спусковая и страховочная веревки подходили к краю площадки под прямым углом. Это необходимо для предотвращения горизонтального смещения веревки по краю площадки под нагрузкой. В случае работы на скальной полке (площадке) такое смещение крайне нежелательно и опасно перетиранием веревки! Край полки (площадки ) должен быть подготовлен до начала спуска – обработаны острые края, очищен от живых камней, снега и т.п. - (см. так же п. 6.) 2.2. При невозможности подвести веревку перпендикулярно к краю напрямую от станции, необходимо использовать направляющий карабин (ролик) (см. рис.2). Точка крепления направляющего карабина должна быть абсолютно надежной! Рис. 2 2.3. В тех случаях, когда место расположения силового узла страховочной/спусковой станции неудобно для работы спасателя, можно подобрать более подходящее для работы положение способом удлинения станции. На рис. 3 показан способ удлинения станции с помощью страховочной/спусковой веревки: ● Конец веревки пристегивается к станции карабином с муфтой. В случае нехватки муфтованных карабинов, веревка пристегивается двумя карабинами без муфты, расположенными оппозиционно, либо привязывается к станции узлом «восьмерка». ● Для создания нового силового узла, на основной веревке, в удобном для работы месте, вяжется узел «восьмерка». К этому узлу пристегивается страховочно-спусковое устройство и самостраховка спасателя. ● При необходимости станцию также можно удлинить с помощью оттяжки из стропы, но удлинение основной веревкой более надежно и является предпочтительным способом. Рис.3 3. Организация страховочной и тормозной/спусковой системы. 3.1. Страховка. ● Оптимальное подручное устройство для страховки при спуске двух человек – это «усиленный» узел УИАА (см. рис.4). Рис. 4 Преимущества «усиленного узла» УИАА в сравнении с другими подручными устройствами: ● «Усиленный» узел УИАА позволяет одному спасателю надежно удерживать вес двух человек ● Узел позволяет легко переходить из спускового положения в положение подъема (выдавать и выбирать веревку) без дополнительных манипуляций. ● Узел может быть легко заблокирован и разблокирован под нагрузкой одним спасателем. ● На рис. 5 показан способ блокировки страховочно – спускового устройства рифовым узлом. Рифовый узел обязательно должен быть подстрахован конторольным узлом или карабином (см. рис.5) ● Рифовый узел может быть легко завязан и развязан под нагрузкой. Таким способом можно заблокировать практически любое страховочно - спусковое устройство. Рис. 5 3.2. Примечание: ● При спуске двух человек (условный груз 180- 200кг), в случае отказа (обрыва) спусковой (тормозной) веревки динамическая нагрузка на страховочную веревку может существенно превышать 4 kN. ● Ни одно из стандартных страховочно - спусковых устройств, применяемых в альпинизме, не рассчитано на удержание такой нагрузки даже в статическом режиме. ● К стандартным страховочно-спусковым устройствам относятся: Reverso и его аналоги, восьмерки, шайбы Штихта, «стаканы», узел УИАА. Из этих устройств только узел УИАА позволяет удержать нагрузку до 2.5 kN максимум! Все остальные устройства рассчитаны на удержание нагрузки не более 2 kN. ● Результаты испытаний страховочных систем, проведенных спасателями в разных странах, показывают: При использовании стандартных альпинистских страховочно- спусковых устройств для страховки двух человек, в случае обрыва/отказа спусковой веревки, в момент рывка практически в 100% случаев гарантирована потеря контроля страхующего над веревкой, и последующее падение пострадавшего и сопровождающего! Поэтому использование стандартных страховочно - спусковых устройств, применяемых в альпинизме, без создания дополнительной системы торможения – опасно! 3.3. Тормозная/спусковая система. ● Выбор тормозного устройства во многом зависит от типа и состояния используемой веревки: а) Для мягких и тонких веревок хорошо подходят узлы «Усиленный» и «Двойной» УИАА (см. рис. 6); а также способ удлинения станции с добавочным торможением – (см. рис.7-В). б) Для жестких/замерзших веревок лучше использовать один из вариантов тормоза с удлинением станции либо двойной карабинный тормоз. ● Возможные варианты подручных тормозных систем пригодные для спуска двух человек показаны на рис. 6-7. ● Подробнее о тормозных устройствах сказано в статье «Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами» http://www.risk.ru/users/fedor/6146/ Рис. 6 Рис. 7 4. Организация аварийной системы. 4.1. Аварийная система должна быть связана заранее и закреплена на одной из страховочных станций. При необходимости аварийная система присоединяется к спусковой или страховочной веревке при помощи схватывающего узла или зажима и на нее переносится основная нагрузка. Это может быть необходимо в следующих ситуациях: ● Отказ тормозного или страховочного устройства ● Пропуск узла через тормозную или страховочную системы при спуске с наращиванием веревок. ● Переход от спуска к подъему при организации полиспаста из грузовой веревки. ● Необходимость приподнять пострадавшего с сопровождающим на небольшое расстояние. 4.2. В качестве аварийной системы могут использоваться мини-полиспасты или «реверсы» («плавающие») компоненты. Для крепления аварийной системы к веревке удобно использовать узел «автоблок» из 7мм репшнура или нейлоновой стропы(оттяжки) так как он намного легче других узлов ослабляется после нагрузки, либо узел Бахмана. 4.2.1. Реверсы. 1. Самый простой одинарный «реверс» может быть организован из конца спусковой или страховочной веревки, закрепленного на станции (см. рис. 8-А) ● Для организации такого реверса требуется минимум снаряжения: Петля для схватывающего узла или зажим, и один карабин с муфтой. Оптимально для этих целей подходит большой грушевидный карабин с муфтой (см. рис. 8-А). ● При спуске или подъеме двух человек в одинарном реверсе надо использовать «усиленный» узел УИАА. Рис. 8 2. Одинарный реверс из отдельного конца основной веревки - рис. 10-Б. 3. «Двойной» реверс из отдельного конца основной веревки – рис. 10-В. В этом случае карабин на схватывающем узле создает дополнительное торможение. Поэтому на карабине, расположенном на станции, допустимо использование обычного узла УИАА. ● Свободные концы реверсов обязательно должны быть закреплены на станции. ● Подробнее о различных способах организации реверсов см. статью «Наращивание спусковых веревок при транспортировке пострадавшего» http://www.risk.ru/users/fedor/6378/ 4.2.2. Мини-полиспасты. Самые простые мини-полиспасты также могут быть сделаны из конца основной веревки или 7-8мм репшнура. ● На рис. 9 показаны самые практичные рабочие схемы. Большее количество оборотов приводит к слишком большим потерям на трение и выигрыша в силе не дает. Мини-полиспаст блокируется рифовым узлом и дополнительным контрольным узлом. ● Другие варианты мини-полиспастов приведены в статье «Дополнения к материалам по полиспастам» http://www.risk.ru/users/fedor/6055/ . Рис. 9 5. Организуется система подвески пострадавшего и сопровождающего. 5.1. На Рис. 10 показана Универсальная система подвески. Рис. 10 5.2. На рис. 11 показана полная схема организации спуска пострадавшего с сопровождающим, включая аварийную систему. Рис. 11 5.3. Последовательность организации подвески пострадавшего и сопровождающего ● На концах страховочной и спусковой веревок завязываются узлы «восьмерка». Узлы пристегиваются к беседке (к узлу блокировки грудной обвязки и беседки) сопровождающего. Если нет карабинов с муфтой, каждый узел пристегивается двумя карабинами без муфты, расположенными оппозиционно (как в карабинном тормозе). ● Для подвески пострадавшего, на расстоянии примерно 1.5 – 1.7метра от концов, на сложенных вместе веревках, завязывается общий грузовой узел - «австрийский проводник» или булинь. Рис. 12. Рис. 12 ● К грузовому узлу пристегиваются две оттяжки разной длины для подвески пострадавшего. ● Общая длина короткой оттяжки, включая карабины ~ 50-60см. ● Вторая оттяжка должна быть примерно на 10см длиннее ~ 60-70см. ● Длинная оттяжка подстраховывает короткую во время спуска. Она также служит для самостраховки пострадавшего на промежуточных точках и станциях: При необходимости, ненагруженная длинная оттяжка может быть легко отстегнута от спускового узла и пристегнута к другой точке страховки. ● Для регулировки положения сопровождающего можно использовать: а) Схватывающий узел пруссик в три оборота из петли 7мм репшнура. Петля связывается узлом «грейпвайн» (см. рис. 10). Длина петли для схватывающего узла ~ 50см. б) Французский (обмоточный) схватывающий узел из нейлоновой стропы или оттяжки. в) Страховочно-спусковое устройство Petzl Gri-Gri. ● Для перемещений при работе на отвесе, сопровождающий использует зажим (узел Бахмана/ прусик) с петлей/лесенкой для ноги. Зажим пристегивается ниже схватывающего узла. ● При работе с Gri-Gri зажим пристегивается выше устройства. ● Как правило, при работе на крутых и отвесных склонах оптимальная длина подвески сопровождающего должна быть примерно на 20 см. длиннее подвески пострадавшего, то есть ~ 80-90см. Такая длина удобна для транспортировки пострадавшего в одном из основных положений для спуска: ● За спиной спасателя ● Перед спасателем, поперек ● Сбоку от спасателя 5.4. Основные преимущества универсальной системы подвески: ● Высокая надежность: Спусковая и страховочные системы дублируют друг друга в целом. Также продублированы все ключевые узлы, находящиеся под нагрузкой: а) короткая (грузовая) оттяжка подвески пострадавшего подстрахована длинной оттяжкой. б) Нагруженный конец регулируемой подвески спасателя подстрахован ненагруженным концом страховочной веревки. ● Система дает сопровождающему возможность маневра: При необходимости сопровождающий может приспускаться или отходить в сторону для того чтобы просмотреть дальнейший путь спуска, убрать живые камни и т.п. При работе на сложном рельефе переменной крутизны сопровождающий может подбирать оптимальную длину своей подвески. Это позволяет лучше контролировать пострадавшего на каждом этапе спуска, облегчает работу сопровождающего и снижает дискомфорт пострадавшего. ● Система быстро собирается и разбирается: Завязанные двойной веревкой узлы «австрийский проводник» и булинь достаточно легко развязать даже после нагрузки весом двух человек. Австрийский проводник может быть развязан без отстегивания сопровождающего от концов веревок. Булинь развязывается после нагрузки легче чем «австрийский проводник», но для этого необходимо отстегнуть сопровождающего. Узлы «восьмерки» на концах веревок для подвески сопровождающего не нагружаются во время спуска, т.к. вес спасателя находится на регулирующем схватывающем узле/ Gri-Gri, и также легко развязываются. Это особенно важно в тех случаях, когда после спуска пострадавшего с сопровождающим, спасателям необходимо спускаться по этим же веревкам с последующим продергиванием. 6. Для работы на краю площадки выделяется отдельный спасатель. Его основные задачи: ● Подготовка края площадки к спуску: очистка от живых камней, снега, обработка острых краев, оптимальное расположение веревок на перегибе и т.д. ● Помощь сопровождающему при переходе через край площадки (полки). ● Помощь в коммуникации между сопровождающим и группой по ходу спуска. 6.1.Для спасателя, работающего на краю, должна быть организована регулируемая самостраховка из отдельного конца/ пряди/ основной веревки. Регулировка осуществляется с помощью схватывающего узла/ Gri-Gri, также как у сопровождающего. Во время работы на краю самостраховка должна быть отрегулирована внатяг, слабина недопустима! 6.2. При протяженном спуске с пересадками один из спасателей спускается первым и организует следующую страховочную станцию для приема пострадавшего. Если сопровождающий не является «медиком», то первым вниз направляется спасатель- «медик», имеющий самый большой опыт в оказании первой помощи. После прибытия пострадавшего на станцию, «медик» продолжает следить за его состоянием и оказывать необходимую помощь. 7. Одновременно с организацией спусковой и страховочной систем необходимо подготовить пострадавшего к спуску. 7.1. Способ «упаковки» зависит от характера и тяжести полученных травм и общего состояния пострадавшего. Он также зависит от ресурсов снаряжения, которыми располагает группа альпинистов, оказывающих помощь. 7.2. Ниже приведены два (из многих возможных) примера «упаковки» пострадавшего подручными средствами, применимых в случае необходимости экстренного спуска. Оба способа требуют минимального количества снаряжения. ● Для стабилизации и удобства легко пострадавшего во время спуска, может быть вполне достаточно поддержки в виде штатной или импровизированной грудной обвязки. Грудная обвязка должна быть сблокирована с беседкой. Импровизированная обвязка может быть сделана из стандартных петель-оттяжек и других подручных материалов (см. рис. 13). Задача такой грудной обвязки поддерживать корпус легко пострадавшего при спуске, и предотвратить его опрокидывание в случае потери сознания. Кроме того, облегчается работа сопровождающего, так как ему не надо поддерживать корпус пострадавшего руками. Рис. 13 ● Для пострадавшего с серьезными травмами может потребоваться более сложный вариант подвески. Один из возможных вариантов «упаковки» пострадавшего, нуждающегося в транспортировке в лежачем положении, показан на рис.14. Рис. 14 Примечание: Рассмотрение различных вариантов подвески и «упаковки» пострадавшего выходит за рамки данной статьи. «Упаковка» пострадавшего – это большая отдельная тема, которая требует специальной статьи. В идеале такой материал должен быть написан опытным и квалифицированным врачом-спасателем. Я таковым не являюсь, и не ставил перед собой такую задачу при написании этого материала, так как, прежде всего, хотел рассказать об общей технической схеме спуска пострадавшего. Потому в статье приведены только два примера из возможных различных вариантов «упаковки» пострадавшего подручными средствами. III. Порядок спуска. 1. Начало спуска. Предварительное натяжение спусковой системы. Переход через край площадки. 1.1. Начало спуска и переход через край – это одни из самых трудных, ответственных и потенциально опасных этапов спуска. Типичная ошибка, совершаемая в самом начале спуска, когда сопровождающий и пострадавший переходят через край площадки, это выдача слабо нагруженной спусковой веревки. При переходе через край излишняя слабина может привести к падению и травмам сопровождающего и пострадавшего. Падения и травмы при переходе через край полки (площадки) случаются как во время тренировок, так и во время реальных спасработ. Происходит это не так уж редко, поэтому за рубежом в профессиональной спасательной терминологии существует такое понятие как «краевая травма» (edge trauma). Чтобы этого избежать, необходимо произвести предварительное натяжение спусковой системы, пока спускаемые еще находятся в пределах площадки. Эта несложная, но чрезвычайно важная процедура, не занимает много времени и существенно снижает риск на начальном этапе спуска. 1.2.Порядок предварительного натяжения: ● Сопровождающий и пострадавший должны находиться на самостраховках, быть пристегнуты к спусковой и страховочной веревкам и готовы к спуску. ● Спасатели, работающие на тормозной системе, и страховке выбирают всю излишнюю слабину. ● Спусковая и Страховочная системы блокируются рифовыми узлами. ● Сопровождающий с помощью спасателя, работающего на краю, нагружает спусковую и страховочную веревки. ● Производится финальная проверка системы: Смотрят: правильно ли выбрано направление нагрузки в целом, как ведут себя все элементы спусковой и страховочной систем под нагрузкой (правильно ли ориентированы карабины, не зажимаются ли какие-либо компоненты системы другими компонентами и т.д) ● При необходимости устраняются замеченные недочеты. Если все в порядке, то далее – только по команде руководителя: ● Системы разблокируются. ● Самостраховки сопровождающего и пострадавшего снимаются. ● Сопровождающий начинает спуск. IV. Общие правила безопасности во время спуска пострадавшего. 1. Заметив, какую либо неисправность каждый спасатель имеет право скомандовать «Стоп!». Эта команда должна быть передана по цепочке и все спасатели должны остановиться. После этого выясняют и устраняют обнаруженную неисправность. 2. Все остальные действия спасателей на площадке должны выполняться только по команде руководителя. 3. Спусковая и страховочная веревки должны выдаваться максимально плавно, без рывков. Кроме того, что быстрый спуск сложен и опасен для сопровождающего и пострадавшего, он также может привести к опасному перегреву спускового устройства и оплавлению веревки. 4. Исключительно важна четкая коммуникация спасателей, работающих наверху с сопровождающим. Спасатель, работающий на краю площадки должен внимательно наблюдать за спускающимися и поддерживать голосовой контакт с сопровождающим. 5. При спасработах силами малой группы, работа на краю – это оптимальное место нахождения руководителя. V. Техника страховки при спуске пострадавшего с сопровождающим. Для каждого этапа спуска характерны различные факторы риска. Поэтому каждый этап требует особой техники страховки. 1. Условно можно выделить два основных этапа спуска: ● Первый или начальный этап: это переход через край площадки и начало спуска ● Второй этап – последующий спуск. 2. Основные факторы риска начального этапа спуска: ● Опасность падения сопровождающего с пострадавшим при переходе через край площадки. При этом возможен сильный рывок на спусковую и страховочную системы. ● Если при падении веревка ляжет на край не под прямым углом, то при рывке произойдет смещение веревки по краю. Последствиями такого смещения могут быть: а) Серьезные повреждения или обрыв спусковой веревки. б) Срыв камней. ● Сразу после перехода через край, сопровождающий обычно находится в стадии выбора оптимального пути, поэтому вполне вероятны отклонения от вертикальной линии спуска. Такие отклонения могут привести к маятнику. В случае маятника существует опасность повреждения сильно натянутой спусковой веревки. 3. Основная функция страховочной системы на начальном этапе спуска – это подстраховка спусковой системы на случай её отказа по указанным выше (или другим) причинам. 4. Техника страховки на начальном этапе спуска. ● Основной вес спускаемых (~ 80-90%) должен приходиться на грузовую (спусковую) веревку. ● Страховочная веревка должна выдаваться без слабины, с небольшим натяжением (не более 10 - 20% общей нагрузки). В таком состоянии у страховки больше шансов выполнить свою задачу по следующим причинам: ● У слабо натянутой веревки меньше шансов обрыва при срыве на краю площадки. ● Меньше шансов быть перебитой камнем. ● Меньше шансов повреждения при маятнике. 5. Основные факторы риска второго этапа спуска: ● На этом этапе больше вероятность сброса камней смещением слабо натянутой страховочной веревки по рельефу. ● Однако самая главная опасность на этом этапе – это большое удлинение страховочной веревки в случае отказа/обрыва спусковой системы. Даже относительно небольшое падение при удлинении страховочной веревки может привести к ударам спускающихся о рельеф и травмам! 6. Техника страховки на втором этапе спуска. ● Для снижения приведенных выше факторов риска, на втором этапе спуска рекомендуется равномерное распределение нагрузки между страховочной и спусковой веревкой. 7. Примечание: ● Приведенные выше рекомендации по страховке относятся к ситуациям спасательных работ силами самой группы, в которой случилось ЧП, либо с привлечением сил других альпинистских групп, пришедших на помощь, и рассчитаны на использование для спуска и страховки обычного альпинистского снаряжения и динамической веревки. ● Техника страховки при спуске и подъеме двух человек, применяемая профессиональными спасателями отличается от данных рекомендаций и рассчитана на применение статической веревки и специальных страховочных устройств. Подробнее об этом будет сказано в статье «Спасательная страховка». ● Согласно данным испытаний спасательных страховочных систем, представленным на международном конгрессе IKAR (The International Commission for Alpine Rescue, Международная Комиссия по Спасению в Горах) в 2005г: В случае обрыва спусковой веревки при спуске двух человек (груз 200кг), (при жестком, без протравливания, удержании страховки), удлинение 11мм статической страховочной веревки длиной 30м, до момента остановки груза, составляет – 2.4м (удлинение 8%) Это означает, что даже при использования для страховки статической веревки, в случае обрыва спусковой веревки сопровождающему и пострадавшему грозит падение на глубину порядка 2.5 м. Даже такое, относительно небольшое, падение при удлинении страховочной веревки может привести к ударам спускающихся о рельеф и травмам! ● Данные по динамической веревке не приводились. Однако известно, что статическое удлинение для одинарной динамической веревки с грузом 85кг. находится в пределах 8-10% (стандарт UIAA/CE – максимум 10%). Для сравнения – удлинение 11мм статической веревки, применявшейся в испытаниях, составляет не более 6% при нагрузке в 300кг. Очевидно, что в случае обрыва одной из веревок при спуске груза весом ~ 200 кг удлинение динамической веревки будет существенно больше (минимум в 3 раза!) чем у статической веревки, и может привести к тяжелым последствиям для пострадавшего и спасателя. ● Согласно рекомендациям IKAR для профессиональных и полупрофессиональных (волонтерских) спасательных формирований, для страховки при спуске и подъеме двух человек должна применяться только статическая веревка! ● Вывод: Работать динамической веревкой надо максимально осторожно на всем протяжении спуска! ● Справка: IKAR (The International Commission For Alpine Rescue) – Международная Комиссия по Спасению в Горах. Эта организация существует с 1948 года и в настоящее время объединяет профессионалов-спасателей высшей квалификации из 31 страны. Существует четыре постоянно действующих комиссии IKAR: Наземные спасработы (Terrestrial Rescue), Медицинская, Лавинная и Авиационная. В каждой комиссии работает по 2 представителя от каждой страны, члена IKAR. Комиссии собираются 2 раза в год. Ежегодно в различных странах – членах этой организации проходит международный конгресс IKAR, где делаются доклады по разным аспектам спасательных работ в горах. Часть этих докладов в формате PDF можно найти на сайте IKAR http://www.ikar-cisa.org в разделе Minutes. России в списке членов IKAR пока нет. 1. «- почему грузовая веревка и страховочная пристегивается ТОЛЬКО к сопровождающему?» Задача данной системы подвески обеспечить наибольшую безопасность сопровождающего спасателя, так как при любых рывках или мятниках именно на сопровождающего придется наибольшая нагрузка. Кроме того, такая система подвески позволяет безопасно работать сопровождающему не только в самой простой ситуации, когда спуск организуется с полки, на которой находятся и спасатели и пострадавший. Она практична и в других, более сложных ситуациях, например, когда спасателю необходимо спуститься к пострадавшему, зависшему на веревке или самострахове, или находящемуся ниже на полке. 2. « На самастраховке у пострадавшего используется обычная оттяжка из стропленты с муфтованными карабинами…» Не забывайте, что речь идет о подручных средствах. А разного рода оттяжки и петли-удлинители – это именно тот материал, который чаще всего у нас «под рукой» на восхождениях. Разумеется, для самостраховки пострадавшего могут использоваться и популярные сейчас дэйзи-чейн, и концы, сделанные из динамической веревки, как было популярно в советское время. Главное - важно наличие именно двух концов самостраховки разной длины, из которых один не нагружен, для пристегивания пострадавшего к грузовому узлу. Такая подвеска вполне обеспечивают его безопасность и, что очень важно, дает возможность маневра на всех этапах спуска и транспортировки пострадавшего. А этапы чаще всего могут быть самые разные: может потребоваться перестежка пострадавшего со спусковых веревок на станцию, потом на другие веревки или в акью и т.п. Поэтому удобно и рационально с самого начала спасработ прикрепить к пострадавшему два конца самостраховки с тем чтобы они сохранялись на нем на всем протяжении спасработ. Причем самостраховки могут быть, как пристегнуты, так и привязаны к беседке/страховочной системе пострадавшего, а на концах должны быть муфтованные карабины. 3. «И почему сопровождающий и пострадавший между собой не состегиваются самастраховками ? Вроде как старой закалки инструктора рекомендуют состегиваться». Состегивание самостраховками никаким образом не повышает безопасность транспортировки пострадавшего. Скорее наоборот: состегивание может существенно ограничить возможности маневра сопровождающего в процессе спуска, что в конечном итоге снижает общий уровень безопасности. Поэтому, при использовании универсальной системы подвески, никакого практического смысла в состегивании самостраховок нет. 4. «Да и волнующий момент сразу возник. Подъем пострадавшего с сопровождающим – крепление так же осуществляется как на спуске ? (я имею ввиду – вяжется узел на двух веревках, пострадавший выше на двух самках включен в узел – сопровождающий в себя включает две веревки).?» Данная система подвески удобна как для спуска, так и для подъема пострадавшего с сопровождающим. Она позволяет легко переходить от спуска к подъему и наоборот, а также менять функции веревок по ходу спуска/подъема, например: сделать грузовую веревку страховочной или наоборот. Все эти манипуляции никак не отражаются на системе подвески и позволяют сопровождающему спасателю находить для себя и пострадавшего наиболее оптимальное положение на всех этапах транспортировки. 5. «И интересен момент – спуск/подъем пострадавшего с сопровождающим (как у Вас в статье - Один из возможных вариантов «упаковки» пострадавшего, нуждающегося в транспортировке в лежачем положении, показан на рис.14.) через перегиб. Т.е есть полка, когда нужно как раз и сделать тот первый шаг на спуске. Очень хотелось бы эти моменты услышать. Есть тонкости просто.» Хороший вопрос. Действительно, переход через край с пострадавшим, особенно лежачим – это один самых сложных, потенциально опасных и ответственных этапов спуска. При переходе через край с лежачим пострадавшим, «упакованным» как показано на рис. 14 возможны два основных сценария: 1. Если работает большая группа, то последовательность такая: ● Несколько спасателей аккуратно подносят пострадавшего к краю площадки и укладывают там. ● При этом производиться предварительное натяжение страховочной и спусковой веревок. ● Когда грузовой узел подойдет к краю площадки веревки блокируются. ● Сопровождающий аккуратно переходит через край и зависает на своей самостраховке, отрегулировав её длину так, чтобы было удобно принять пострадавшего. ● Спасатели на полке аккуратно приподнимают пострадавшего и опускают его через край где пострадавшего принимает сопровождающий. Это сложная и трудоемкая процедура. ● Для помощи сопровождающему может потребоваться перехода через край еще одного спасателя. Этот спасатель должен находиться на длинной регулируемой самостраховке. Также для него должна быть организована отдельная страховка основной
Источник: http://www.risk.ru/users/fedor/6788/ |