Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. При спасработах подручными средствами ресурсы снаряжения чаще всего ограничены. Поэтому очень важно умение использовать минимальное количество снаряжения с максимальной эффективностью. Подручные спусковые (тормозные) системы должны отвечать следующим основным требованиям: ● Использовать минимум снаряжения без потери надежности ● Быстро и просто собираться и разбираться ● Позволять регулировать усилие торможения по ходу спуска ● Легко блокироваться и разблокироваться под нагрузкой. ● Работать с веревками разных диаметров Ниже приведены наиболее оптимальные тормозные системы. I. Узел УИАА. Рис.1, 2. На рис.1 Показан один из способов вязки узла УИАА. Рис. 1 Рис. 2 Узел УИАА – это самое простое, надежное и универсальное спусковое и страховочное устройство. Его плюсы: ● Используется только один карабин ● Работает на веревках любых диаметров ● Работает на двойной веревке ● Быстро и просто собирается и разбирается ● Легко блокируется и разблокируется под нагрузкой при необходимости остановки спуска (см. рис.2) ● Позволяет регулировать усилие торможения по ходу спуска путем изменения угла подачи веревки в карабин. ● Работает в обе стороны – при необходимости перейти от спуска к подъему не требуется дополнительных манипуляций: узел легко переворачивается и переходит в положение верхней страховки. Недостатки/Минусы: ● Крутит веревку. ● Позволяет надежно спускать только одного человека. ● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже. Важно! ● Для надежного спуска двух человек (пострадавшего и сопровождающего) усилия торможения узла УИАА недостаточно! Адекватные системы для спуска двух человек показаны ниже. ● Использовать карабины без муфты для работы с узлом УИАА опасно! Веревка может выстегнуться из карабина! Практические советы: Эффект подкручивания веревки может быть существенным образом снижен применением правильной техники работы с узлом УИАА: ● Важно выдавать веревку через узел, не протравливая её через руки, а плавно перебирая руками, так как делают при подъема флага. ● Входящая и исходящая из узла части веревки должны находиться в одной плоскости. II. «Усиленный» (Полуторный) узел УИАА. Рис. 3 – 5 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Плюсы: «Усиленный» (Полуторный) узел УИАА обладает всеми перечисленными выше положительными качествами обычного узла УИАА. А также: ● Позволяет одному спасателю надежно спускать двух человек ● Существенно меньше обычного узла УИАА крутит веревку ● Хорошо работает на тонких веревках. Недостатки/Минусы: ● Все-таки подкручивает веревку. ● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже. ● Практически не работает на двойной веревке. Только на самых тонких. Практические советы: ● При полной нагрузке узел принимает форму, показанную на рисунке 5А. На работе узла это никак не сказывается. ● Выдавать веревку надо так же, как при работе с обычным узлом УИАА. ● При работе с жесткой или замерзшей веревкой и необходимости уменьшения трения можно завязать узел на двух карабинах, как показано на рис. 7Б III. Узел Двойной УИАА. Рис. 6-7. Рис. 6 Рис. 7 Плюсы: ● Узел двойной УИАА позволяет легко спускать очень тяжелые грузы. С его помощью один спасатель может, не напрягаясь, спускать даже трех человек (двух сопровождающих и пострадавшего). ● Узел особенно удобен при работе при работе с тонкими и скользкими веревками. ● В отличие от обычного узла УИАА практически не крутит веревку! Недостатки/Минусы: ● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с муфтой. ● Хорошо работает только в спусковом положении. Достаточно сложно переворачивается в положение верхней страховки и создает слишком большое трение. ● Не работает на двойной веревке (узел слишком громоздкий) ● Сложен для запоминания Практические советы: ● Двойной УИАА оптимально работает при больших нагрузках. Поэтому узел идеально подходит для спуска двух человек на отвесе. ● При работе с жесткой веревкой, а также на пологих участках или с небольшим грузом, трение в узле может быть слишком большим. В таких случаях для уменьшения трения можно завязывать узел на двух карабинах рис.7Б. Либо использовать полуторный УИАА. IV. Тормозная система методом «Удлинения станции». Рис. 8-10 Для организации этой системы используются 2-3 карабина, страховочное устройство и оттяжка. Рис.8 Рис. 9 Рис. 10 Плюсы: ● Система работает практически со всеми основными типами страховочно - спусковых устройств и карабинов, применяемых в альпинизме. ● Работает на одинарной и двойной веревке - рис.9Б ● Работает с веревками разных диаметров ● Не крутит веревку при работе со страховочными устройствами типа Реверсо и его аналогов - рис. 8 ● Просто и быстро собирается и разбирается ● Позволять регулировать усилие торможения по ходу спуска ● Система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под нагрузкой одним спасателем – рис. 8б - 8В. Недостатки/Минусы: ● По сравнению с узлами УИАА требуется больше снаряжения – 2-3карабина и страховочно-спусковое устройство. ● При работе с тонкими или скользкими веревками в схемах, показанных на рис. 8-9, может быть недостаточно усилия торможения для надежного спуска двух человек. ● Работает только в одном направлении (на спуск). ● Подкручивает веревку при работе с восьмеркой. Практические советы: ● Для экономии карабинов оттяжка может крепится к станции полусхватывющим узлом. ● Вместо оттяжки можно использовать основную веревку рис. 9В. Для экономии карабинов веревка также можно закрепить на станции узлом. ● При необходимости повысить усилие торможение, это можно сделать при помощи дополнительного перегибающего карабина, как показано на рис. 10. ● Для еще большего торможения можно снова пропустить веревку в карабин на станции. ● !Важно! При использовании данной системы возможно большое трение спусковой веревки об удлиняющую оттяжку. Не рекомендуется использовать в качестве удлинителя оттяжки из Dyneema и Spectra – это опасно! У этих материалов очень низкая температура плавления – всего 147С (начинают размягчаться уже при 100С). V. Карабинный тормоз. Рис. 11-12. Рис. 11 Рис. 12 Различные варианты карабинного тормоза – это традиционные спусковые системы из подручных средств, применяемые в альпинизме. Плюсы: ● Работают на одинарной и двойной веревке - рис.9Б ● Работают с веревками разных диаметров ● Не крутят веревку. ● Система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под нагрузкой одним спасателем. Недостатки/Минусы: ● По сравнению с узлами УИАА требуется намного больше снаряжения – как минимум 3-4 карабина. ● Сложно и долго собирается и разбирается (по сравнению с предыдущими способами) ● Многие современные карабины (со сложной формой или сверхлегкие, с проволочной защелкой) малопригодны для сборки карабинного тормоза. ● Работает только в одном направлении (на спуск). ● При использовании ледоруба или молотка сложнее работать в одиночку, так как их желательно придерживать рукой. Для этого нужна помощь второго спасателя. Практические советы: ● Желательно использовать карабины одинаковой формы ● Защелки парных карабинов должны смотреть в разные стороны. ● Одинарный тормоз (рис.11А,Б,В и 12 Е,Ж) годиться только для спуска одного человека. ● Для спуска двух человек необходимо использовать двойной тормоз – рис. 12Г – 12Д
Источник: http://www.risk.ru/users/fedor/6146/ |